СДУ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПОМОЩНИКОВ ПО УХОДУ (СИДЕЛОК) В ОТДЕЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ

Национальные проекты России - Демография

Обновлено: 17.10.2020 06:54

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2018 г. №507н "Об утверждении профессионального стандарта "Сиделка (помощник по уходу)" и с порядком предоставления социальных услуг на дому в МБУ "КЦСОН Рудничного района г. Кемерово" осуществляется деятельность сиделок. Основная цель деятельности сиделки (помощника по уходу) - обеспечение максимально возможной бытовой и (или) социальной самостоятельности в повседневной жизнедеятельности гражданам в случае полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (в том числе у детей).

В учреждении с марта 2020 приступили к предоставлению услуг сиделки (помощник по уходу). За истекший период услугами 11 сиделок воспользовались 29 получателей социальных услуг 3, 4 и 5 групп ухода, имеющие снижение к самообслуживанию. Максимальное количество часов на одного получателя социальных услуг, с учетом его личных ресурсов и проблем 4 часа. Проведено обучение 11 сиделок (профессиональная подготовка) в объеме 144 часа.

Порядок предоставлении услуг помощником по уходу (сиделкой) в муниципальном бюджетном учреждении комплексном центре социального обслуживания населения Рудничного района города Кемерово

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления в комплексном центре социального обслуживания населения (далее - центр) дополнительных социальных услуг за плату помощником по уходу (далее - сиделки) гражданам, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, нуждающимся во временном уходе в привычной для них обстановке, в соответствии с перечнем услуг.

II. Цели и задачи оказания услуг сиделки

2.1. Целью оказания услуги является обеспечение максимально возможной бытовой и (или) социальной самостоятельности в повседневной жизнедеятельности гражданам в случае полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее - лица, нуждающиеся в постороннем уходе).

2.2. Основной задачей услуги является осуществление эффективного и качественного ухода за получателями социальных услуг, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

III. Условия и порядок предоставления услуг сиделки

3.1. Услуги сиделки оказываются гражданам пожилого возраста старше 80 лет и инвалидам старше 18 лет, утратившим способность к самообслуживанию, нуждающиеся в постоянном уходе, из числа одиноких и одиноко проживающих, признанным нуждающимися на временной основе (на срок от 4 часов до 6 месяцев).

3.2. Для предоставления услуги гражданин (законный представитель) подает в центр по месту жительства заявление по форме:
- копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя услуги (его законного представителя);
- заключения уполномоченной медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний для получения социальных услуг в организации, перечень которых утверждается в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
- копии индивидуальной программы реабилитации инвалида (при наличии).

3.3. Лица, находящиеся на социальном обслуживании на дому, подают только заявление на предоставление услуг сиделки.

3.4. Гражданин или его доверенное лицо несут полную личную ответственность за правильность предоставляемых сведений. Письменно подтверждают согласие на обработку, указанных в заявлении и договоре персональных данных, в целях осуществления электронного и бумажно-информационного обмена в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" при предоставлении услуг социальной службы сиделок.

3.5. В трехдневный срок с момента регистрации заявления центром составляется акт обследования условий проживания гражданина, нуждающегося в предоставлении услуг сиделки и на основании, представленных документов принимает решение о предоставлении или об отказе услуг сиделки.

3.6. Уведомление о предоставлении или отказе от предоставления услуг сиделки направляется получателю услуги или его законному представителю в течение трех рабочий дней со дня принятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении услуг сиделки.

3.7. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении услуг сиделки являются:
- отсутствие у гражданина прав на предоставление услуг сиделки, указанных в пункте 3.1 раздела 3 настоящего порядка;
- непредставление документов, указанных в пункте 3.2 раздела 3 настоящего Положения, или представление их не в полном объеме;
- представление документов, содержащих заведомо недостоверные сведения;
- нарушение норм поведения: неадекватное поведение, вызванное приемом алкоголя, наркотиков;
- заключения уполномоченной медицинской организации о наличии медицинских противопоказаний для получения социальных услуг в организации, перечень которых утверждается в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

3.8. После получения уведомления о предоставлении услуг сиделки гражданин или его законный представитель заключает с центром договор на оказание услуг сиделки по форме.

Зачисление граждан на предоставление услуг сиделки оформляется приказом центра. Документы формируются в личное дело гражданина.

3.9. Граждане, зачисленные на предоставление услуг сиделки, должны быть ознакомлены с перечнем согласно и содержанием услуг, условиями и правилами их предоставления, условиями и порядком оплаты услуг, а также правилами поведения при предоставлении услуг сиделки, установленными комплексным центром социального обслуживания населения.

3.10. Основаниями для прекращения предоставления услуг являются:
- письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении услуги;
- окончание срока предоставления услуги в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока действия договора;
- нарушение получателем услуг (представителем) условий, предусмотренных договором;
- смерть получателя услуги.

3.11. Набор услуг формируется исходя из оценки индивидуальной нуждаемости получателя услуг в услугах сиделки, продолжительности предоставления услуги сиделок (в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, выданной получателю услуги сиделок органом, уполномоченным на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

IV. Порядок оплаты услуг сиделки

4.1. Услуги сиделок предоставляются в форме социального обслуживания на дому в соответствии со стандартами предоставления услуги сиделок поставщиками социальных услуг.

4.2. Услуги сиделок предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.

Услуги сиделок предоставляются бесплатно:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- получателю социальных услуг, если на дату обращения его среднедушевой доход, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, не превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области для основных социально-демографических групп населения.

Решение об условиях предоставления услуги сиделок (бесплатно, за плату или частичную плату) принимается поставщиком социальных услуг на основании представляемых получателем социальных услуг (его представителем) документов о доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), о принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, необходимых для определения среднедушевого дохода. Размер ежемесячной платы за предоставление услуги сиделок рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, утверждаемых постановлением Региональной энергетической компании Кемеровской области «Об установлении тарифов на социальные услуги, на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемые поставщиками социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания в Кемеровской области» от 18.03.2016 №21, постановлением администрации города Кемерово от 31.03.2016 № 649 «Об установлении тарифов на дополнительные социальные услуги, предоставляемые получателям социальных услуг», но не может превышать пятидесяти процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги, рассчитанного в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Кемеровской области.

4.3. Плата за услуги вносится в кассу Учреждения.

Производить оплату услуг может сам гражданин либо работник Учреждения по поручению гражданина. При этом после поручения денежных средств от гражданина работник Учреждения вносит плату ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом в кассу Учреждения. Документ, подтверждающий оплату услуг, передается гражданину не позднее следующего рабочего дня после внесения оплаты

Если вы находитесь в стационаре и согласны на выявление нуждаемости, то тогда сведения о Вас передадут через единый информационный центр. Вы можете обратиться самостоятельно по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 6 с 8-30 до 17-30,  обед 13-00 до 14-00 (суббота, воскресенье – выходной) или по тел. 64-22-35.

В обязанности сиделок входит:

Общий уход и помощь при осуществлении повседневной деятельности:
- согласование вида услуг общего ухода и помощи в повседневной деятельности лицам, нуждающимся в постороннем уходе;
- осуществление позиционирования, подъема, поворотов и перемещения лиц, нуждающихся в постороннем уходе, в постели;
- оказание помощи при передвижении лиц, нуждающихся в постороннем уходе, с использованием технических, специальных средств реабилитации;
- проведение смены нательного белья лицам, нуждающимся в постороннем уходе, оказание помощи при смене одежды;
- оказание помощи в проведении и (или) проведение ежедневных процедур личной гигиены лицам, нуждающимся в постороннем уходе;
- оказание помощи в принятии душа и (или) ванны;
- проведение наблюдения за самочувствием лиц, нуждающихся в постороннем уходе, в повседневной деятельности, во время процедур ухода, информирование родственников.

Организация приема пищи и проведение кормления лиц, нуждающихся в постороннем уходе:
- согласование с родственниками (законными представителями) действий по организации приема пищи лицам, нуждающимся в постороннем уходе;
- обеспечение гигиены питания лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
- доставка (приготовление) блюд в соответствии с назначенным лечебным питанием, подогрев готовой пищи;
- подготовка лица, нуждающегося в постороннем уходе, к приему пищи за столом, накрывание стола;
- подготовка пищи и прикроватного столика для проведения кормления лица, нуждающегося в постороннем уходе;
- оказание помощи в приеме пищи или проведение кормления в постели лица, нуждающегося в постороннем уходе;
- наблюдение за состоянием лица, нуждающегося в постороннем уходе, во время приема пищи (кормления);
- уборка прикроватного столика (стола) после еды и удаление пищевых отходов.

Повседневное наблюдение за самочувствием и состоянием здоровья:
- разъяснение лицам, нуждающимся в постороннем уходе (законным представителям), содержания предоставляемого ухода при наличии рекомендаций врача;
- оказание содействия лицам, нуждающимся в постороннем уходе, в ведении здорового образа жизни;
- контроль соблюдения лицом, нуждающимся в постороннем уходе, рекомендаций лечащего врача по приему лекарственных препаратов, двигательному режиму и лечебному питанию;
- измерение основных показателей жизнедеятельности (температура тела, пульс частота дыхания и артериальное давление) по назначению врача;
- выполнение простых процедур общего ухода по назначению врача;
- регистрация мероприятий, связанных с уходом, изменений состояния и ответной реакции лица, нуждающегося в постороннем уходе;
- вызов врача при непредвиденном ухудшении состояния здоровья гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, и немедленное информирование родственников (законных представителей);
- оказание первой помощи лицам, нуждающимся в постороннем уходе (при необходимости);
- поддержание санитарных норм жизнедеятельности получателей социальных услуг.

Обеспечение досуга лиц, нуждающихся в постороннем уходе:
- получение информации о потребностях и возможностях проведения досуга лицом, нуждающимся в постороннем уходе;
- согласование с лицом, нуждающимся в постороннем уходе (законными представителями), мероприятий по организации его досуга;
- получение информации о потребностях и возможностях проведения досуга лицом, нуждающимся в постороннем уходе;
- организация различных видов досуга, в том числе чтения, просмотра телевизионных передач, прослушивания музыки, творческой деятельности и общения;
- содействие посильной трудовой деятельности, значимой для лица, нуждающегося в постороннем уходе;
- сопровождение лица, нуждающегося в постороннем уходе, за пределами дома (квартиры), на прогулках;
- наблюдение за настроением и самочувствием лица, нуждающегося в постороннем уходе, во время досуга, информирование родственников.

Поддержание санитарных норм жизнедеятельности лиц, нуждающихся в постороннем уходе:
- получение согласия законного представителя на выполнение услуг по санитарному содержанию жилища, одежды при ежедневном уходе за лицом, нуждающимся в постороннем уходе;
- поддержание санитарного состояния жилого помещения, соблюдение санитарных норм в повседневной жизнедеятельности лица, нуждающегося в постороннем уходе;
- содержание в чистоте и порядке одежды и белья лица, нуждающегося в постороннем уходе;
-оказание помощи в приготовлении пищи лицу, нуждающемуся в постороннем уходе.

Положительный эффект:
- улучшение эмоционального настроения и общего самочувствия;
- поддержание нормальных условий жизни и состояния здоровья;
- отвлечение от мыслей о болезни;
- снижение нервно-психического напряжения;
- частичное снятие нагрузки с членов семьи человека, потерявшего способность к самообслуживанию.